Как научить ребенка пересказывать текст
Пересказать прослушанный или прочитанный текст – значит связно воспроизвести его содержание. Обучаясь правильно пересказывать, ребенок расширяет словарный запас, тренирует внимание и память, учится грамотно конструировать речь и совершенствует фонетические умения.
Дети дошкольного возраста первоначально способны воспринимать небольшие, до семи предложений, тексты. При подборе произведения важно учесть его доступность для понимания (знакомая лексика, короткие фразы, сюжет). Детям нравится пересказывать знакомые сказки, слушать новые.
После прочтения текста (дошкольник обычно слушает) нужно задать по его содержанию подробные вопросы: «как зовут героя?», «куда он идет?», «что несет в руках?». Так учат выделять в тексте главное (существительные и глаголы), находить ключевые слова. Нужно добиваться ответа полным предложением.
Перечислив все действия героя, усложняют задачу, конкретизируя признаки (включаются в речь прилагательные): «какими были пирожки – горячими или холодными?», «какого цвета росли на поляне цветочки?». Так формируют навыки пересказа текстов – описаний.
Следующим этапом будут вопросы на понимание текста «зачем, почему?»:
- почему зайчик пустил лису в свой дом;
- зачем Колобок сел Лисе на нос.
Ребенок отвечает уже не механически, а пытается понять смысл произведения (определение темы, идеи текста в школе).
Когда дошкольник ответил на все вопросы, ему предлагают самостоятельно пересказать сказку по картинкам к ней. Затем картинки перемешивают, а ребенок располагает их в правильном порядке – по ходу развития сюжета. После вновь пересказывает. Неоднократным пересказом добиваются грамотности речи и осмысленного запоминания.
Можно предложить детям самим сделать рисунок к тексту и объяснить, почему нарисован именно этот эпизод (первоначальные навыки анализа).
Задания творческого характера могут быть такими:
1) «Переделанная сказка» — изменить сюжет знакомого произведения.
2) «Недосказанная сказка» — ребенку надо самому придумать окончание истории.
Рекомендуются пересказы с изменением лица рассказчика.
При пересказе текста важна не только осмысленность восприятия. Текст должен воспитывать эмоциональную сферу. Выделяя определенной интонацией слова, ребенок учится передавать чувство радости, огорчение, негодование, сочувствие. Поэтому нужно работать над выразительностью речи. Можно прочитать одну и ту же фразу дважды – на ровном дыхании и эмоционально. Затем спросить малыша, какая из них звучит лучше, и попросить ребенка произнести предложение «красиво». В дальнейшем это разовьет привычку видеть в произведениях образы и глубже воспринимать содержание текста.
Детей нужно приучать слушать текст внимательно. Рекомендуется предложить ребенку представить, что он «видит» все, о чем читают взрослые. При этом не должно быть никаких отвлекающих моментов — конфеты в руке, включенного телевизора и пр. Зато небольшое поощрение за старательную работу будет стимулировать малыша к запоминанию текста.
Чем лучше у ребенка будут сформированы навыки грамотного пересказа, тем легче будет он справляться с текстами большого объема в школьном возрасте.
Чтобы одни и те же занятия не наскучили ребенку, играйте с ним, учите считать или гуляйте.